A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Kursklogotip 18

МЕНЮ

Vokzal

Vokzal
Вокзал в Курске расположен в железнодорожном округе города в восточной его части, не так далеко от центра. Железная дорога как бы разделяет город на две неравные половины, та что за вокзалом несколько меньше. Здание вокзала построено в 1949-1952 годах взамен разрушенного в годы войны. Вокзал считается одним из красивейших в России, не очень уютный внутри, но торжественно-монументальный, построенный в сталинском стиле он является одной из главных архитектурных достопримечательностью Курска.

Vokzal-2

Vokzal-2

История железной дороги Курска.

Железная дорога Москва-Курск построена в 1868 году, а в 1869-м продлена до Белгорода и далее до Харькова. Железнодорожная станция  в то время располагалась в Ямской слободе в 3-х километрах от Курска, сейчас это уже давно в черте города. Здание Ямского вокзала построили в 1869 году по проекту архитектора Эдуарда Карловича Левенштерна.  Однако тогда посчитали, что это слишком далеко от центра и в 1872 году власти города приняли решение построить от узловой станции дополнительную ветку и здание вокзала в центре города.

 

Летом 1878 года ветка была построена, открыты были также пассажирская и товарная станции на ул. Генеральной (Сейчас ул. Александра Невского). Вокзал располагался в том месте, где сейчас стоит Курский цирк, а железнодорожные пути проходили со стороны Стрелецкой и заканчивались перед ул. Дзержинского. Этот вокзал назывался Курский, а железнодорожная станция в Ямской слободе стали называть Ямской вокзал.
Фотографии К.К. Булла, Ямской вокзал 29 августа 1902 года, в ожидании Императора:

Jamskoy 1
Jamskoy 1
Jamskoy 2
Jamskoy 2
Jamskoy 3
Jamskoy 3
Jamskoy 4
Jamskoy 4
На платформе Ямского вокзала В ожидании Царского поезда Высшее Губернское начальство Железнодорожники в ожидании царя

Надо отметить, что Курск был одним из немногих Российских городов, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение.
Город строился, развивался общественный транспорт, особенно трамвай, приближались окраины и в 1934 году железнодорожный вокзал станции «Курск» прекращает принимать пассажиров и становится только товарной станцией с названием «Курск ветка», а в здании вокзала в центре города теперь размещается управление Курского отделения железной дороги и кассы предварительной продажи билетов. Ямской вокзал переименовывают в вокзал станции «Курск». Этот вокзал, уже после освобождения Курска от фашистов в 1943 году был полностью разрушен немецкой авиацией и не подлежал восстановлению.

Vokzal 4
Vokzal 4
vokzal 1501
vokzal 1501
vokzal 1502
vokzal 1502
Разрушенный Ямской вокзал, 1943 г. Полуразрушенный вокзал, 1943 год.
Полным ходом идёт подготовка
к Курской битве.
Вокзал и после освобождения Курска
часто подвергался бомбардировке с воздуха.
Зенитное орудие на ж.д. платформе.

 

vokzal-10
vokzal-10
От старого вокзала сохранилось
его правое крыло

Некогда, красивое здание вокзала пришлось снести, кроме его левого (южного) крыла. Теперь эта часть старого вокзала сохранилась в виде отдельно стоящего здания и находится оно за нынешней четвёртой платформой с южной стороны станции. Это историческое здание хорошо просматривается с пешеходного моста. Слева на фотокомпозиции где совмещены две фотографии старой дореволюционной и современной можно представить, где находилось здание бывшего вокзала.

Vokzal-5

Vokzal-5

Капитальное строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры началось после войны в 1946 году. Новый вокзал был открыт 12 августа 1952 года.
Здание построено по проекту ленинградского архитектора И.Г. Явейна. По замыслу архитектора это вокзал-памятник посвященный героям Курской битвы. Внутреннее пространство вокзала состоит из центрального вестибюля круглой формы и четырёх залов. В двух залах сейчас размещаются билетные кассы, в третьем зал ожидания и в четвёртом ресторан. В левом торце здания находится кафе, а в правом до недавнего времени располагалось почтовое отделение. В нижнем ярусе здания вокзала находятся пригородные билетные кассы, багажное отделение, камеры хранения и подземный выход к четырём пассажирским платформам.

gd 5

gd 5

Интересно оформлен зал ожидания, там установлена скульптура солдата, а стены зала украшает барельеф «Курская битва». На втором этаже находятся комнаты матери и ребёнка, а также служебные помещения. Снаружи здание украшено фигурами солдат, рабочих и крестьян.

В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов прошлого века скульптуры установленные снаружи здания вокзала стали разрушаться, один из фрагментов упал вниз и покалечил человека, тогда было решено их снять. Несколько лет простоял вокзал в таком виде, но это был уже не тот вокзал, что раньше, не было уже такой торжественности и величия. А в 1995 году произвели реконструкцию внутренних интерьеров здания, восстановили и наружные элементы архитектуры, правда это уже были не скульптуры из камня, а выполненные из металла штампованные фигуры людей, но всё равно вокзал приобрёл свой, только ему присущий вид. Кроме реконструкции здания, была построена ещё одна- четвёртая платформа, удлинили существующие, теперь они могут принимать состав из 32 вагонов. В южной части территории вокзала сооружены ещё две дополнительные платформы для пригородных электропоездов.
Исторические фотографии 

Vokzal 1a
Vokzal 1a
Vokzal 2a
Vokzal 2a
Vokzal 3a
Vokzal 3a
Vokzal 4a
Vokzal 4a
В начале 50-х годов 1952 год 2-я платформа вокзала 1-я платформа, 1979 год

Как известно, в Курской области заканчивается Московская железная дорога и начинается юго-восточная. Граница железных дорог находится практически сразу за территорией станции "Курск".

gd 8
gd 8
gd 9
gd 9
Vokzal 6
Vokzal 6
gd 11
gd 11
5 и 6 платформы Вокзал- памятник Фото с пешеходного моста Центральный вход
gd 6
gd 6
vokzal 24
vokzal 24
vokzal 25
vokzal 25
vokzal 26
vokzal 26
Южное крыло бывшего вокзала, 2012 г. Туннель, выход на платформы Нулевой этаж Центральный зал


Как было уже написано выше в Курске имеется несколько городских железнодорожных веток, некоторые из которых уже закрыты, а некоторые используются в городском хозяйстве.

Вы можете посмотреть альбом, где много интересных и уникальных фотографий связанных с проектированием и строительством вокзала в Курске. Эти материалы созданы в формате PDF и возможно долго будут загружаться. Всё зависит от скорости вашего Интернета:
Альбом: "Вокзал в Курске, проектирование и строительство, 1945 -1952 г."

Добавить комментарий

1741161739
© 2025.