История железной дороги Курска.
Железная дорога Москва-Курск построена в 1868 году, а в 1869-м продлена до Белгорода и далее до Харькова. Железнодорожная станция в то время располагалась в Ямской слободе в 3-х километрах от Курска, сейчас это уже давно в черте города. Здание Ямского вокзала построили в 1869 году по проекту архитектора Эдуарда Карловича Левенштерна. Однако тогда посчитали, что это слишком далеко от центра и в 1872 году власти города приняли решение построить от узловой станции дополнительную ветку и здание вокзала в центре города.
Летом 1878 года ветка была построена, открыты были также пассажирская и товарная станции на ул. Генеральной (Сейчас ул. Александра Невского). Вокзал располагался в том месте, где сейчас стоит Курский цирк, а железнодорожные пути проходили со стороны Стрелецкой и заканчивались перед ул. Дзержинского. Этот вокзал назывался Курский, а железнодорожная станция в Ямской слободе стали называть Ямской вокзал.
Фотографии К.К. Булла, Ямской вокзал 29 августа 1902 года, в ожидании Императора:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На платформе Ямского вокзала | В ожидании Царского поезда | Высшее Губернское начальство | Железнодорожники в ожидании царя |
Надо отметить, что Курск был одним из немногих Российских городов, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение.
Город строился, развивался общественный транспорт, особенно трамвай, приближались окраины и в 1934 году железнодорожный вокзал станции «Курск» прекращает принимать пассажиров и становится только товарной станцией с названием «Курск ветка», а в здании вокзала в центре города теперь размещается управление Курского отделения железной дороги и кассы предварительной продажи билетов. Ямской вокзал переименовывают в вокзал станции «Курск». Этот вокзал, уже после освобождения Курска от фашистов в 1943 году был полностью разрушен немецкой авиацией и не подлежал восстановлению.
![]() |
От старого вокзала сохранилось его правое крыло |
Некогда, красивое здание вокзала пришлось снести, кроме его левого (южного) крыла. Теперь эта часть старого вокзала сохранилась в виде отдельно стоящего здания и находится оно за нынешней четвёртой платформой с южной стороны станции. Это историческое здание хорошо просматривается с пешеходного моста. Слева на фотокомпозиции где совмещены две фотографии старой дореволюционной и современной можно представить, где находилось здание бывшего вокзала.
Капитальное строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры началось после войны в 1946 году. Новый вокзал был открыт 12 августа 1952 года.
Здание построено по проекту ленинградского архитектора И.Г. Явейна. По замыслу архитектора это вокзал-памятник посвященный героям Курской битвы. Внутреннее пространство вокзала состоит из центрального вестибюля круглой формы и четырёх залов. В двух залах сейчас размещаются билетные кассы, в третьем зал ожидания и в четвёртом ресторан. В левом торце здания находится кафе, а в правом до недавнего времени располагалось почтовое отделение. В нижнем ярусе здания вокзала находятся пригородные билетные кассы, багажное отделение, камеры хранения и подземный выход к четырём пассажирским платформам.
Интересно оформлен зал ожидания, там установлена скульптура солдата, а стены зала украшает барельеф «Курская битва». На втором этаже находятся комнаты матери и ребёнка, а также служебные помещения. Снаружи здание украшено фигурами солдат, рабочих и крестьян.
В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов прошлого века скульптуры установленные снаружи здания вокзала стали разрушаться, один из фрагментов упал вниз и покалечил человека, тогда было решено их снять. Несколько лет простоял вокзал в таком виде, но это был уже не тот вокзал, что раньше, не было уже такой торжественности и величия. А в 1995 году произвели реконструкцию внутренних интерьеров здания, восстановили и наружные элементы архитектуры, правда это уже были не скульптуры из камня, а выполненные из металла штампованные фигуры людей, но всё равно вокзал приобрёл свой, только ему присущий вид. Кроме реконструкции здания, была построена ещё одна- четвёртая платформа, удлинили существующие, теперь они могут принимать состав из 32 вагонов. В южной части территории вокзала сооружены ещё две дополнительные платформы для пригородных электропоездов.
Исторические фотографии
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В начале 50-х годов | 1952 год | 2-я платформа вокзала | 1-я платформа, 1979 год |
Как известно, в Курской области заканчивается Московская железная дорога и начинается юго-восточная. Граница железных дорог находится практически сразу за территорией станции "Курск".
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
5 и 6 платформы | Вокзал- памятник | Фото с пешеходного моста | Центральный вход |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Южное крыло бывшего вокзала, 2012 г. | Туннель, выход на платформы | Нулевой этаж | Центральный зал |
Как было уже написано выше в Курске имеется несколько городских железнодорожных веток, некоторые из которых уже закрыты, а некоторые используются в городском хозяйстве.
Вы можете посмотреть альбом, где много интересных и уникальных фотографий связанных с проектированием и строительством вокзала в Курске. Эти материалы созданы в формате PDF и возможно долго будут загружаться. Всё зависит от скорости вашего Интернета:
Альбом: "Вокзал в Курске, проектирование и строительство, 1945 -1952 г."