![]() |
Бельгийский трамвай с прицепным вагоном на Красной площади |
Если не считать гужевого транспорта то трамвай в Курске дал старт развитию всего общественного транспорта. Впервые городские жители услышали трамвайные звонки и перестук колёс 18 апреля (по старому стилю) 1898 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие Курского трамвая. Курск - второй Российский город, после Нижнего Новгорода, в котором пустили электрический трамвай. Заметим, что сначала планировали устроить так называемую «конку» по аналогии с Воронежем и другими городами. Пуск трамвая в Курске стал поистине историческим событием. Все Российские и многие иностранные газеты писали об этом событии.
![]() |
Ул. Херсонская, начало ХХ века |
Первая трамвайная линия пролегала от Херсонских шпилей, это там, где сейчас улица 50-летия Октября соединяется с улицей Дзержинского и заканчивалась у Московской площади. Стоимость проезда составляла 8 копеек, это считалось дорого, но всё-же это в 10 раз дешевле чем такса у извозчиков. При всём при этом трамвай приносил прибыль.
Недостатка в пассажирах не было, к основным вагонам в летнее время цепляли дополнительные прицепные. Вагоны Бельгийского производства были маломощные и для работы на холмистой местности не очень то приспособлены так чтобы заехать вверх на Красную площадь трамвайчик заранее разгонялся и только после этого забирался на горку. Если пассажиров было слишком много то им приходилось идти пешком на гору, а там опять садиться на поджидающий их вагон.
В трамвайном депо | Прокладка путей по ул. Херсонской |
Первое трамвайное депо было на ул. Выгонной, на месте жилого дома, где не так давно располагался магазин "Колос". На месте здания ЦНТИ, на середине маршрута, чтобы меньше было потерь тока работала электростанция трамвая. В начале трамвайное депо насчитывало 12 вагонов, в 1913 году их численность составляла 18 штук.
Дальнейшие политические события в стране и начавшаяся Гражданская война не позволили нормально работать и развиваться трамваю. Долгих шесть лет не было слышно на улицах Курска привычного стука колёс и только осенью 1924 года в городе снова пустили трамвайное движение. Пришлось восстанавливать всё, что разрушили, а разрушено было всё от вагонов до контактной сети и электрических подстанций, помогли железнодорожники. Трамвай вновь стал постепенно развиваться, в 1930 году построили Северное депо, были выделены деньги на покупку новых вагонов отечественного производства.
![]() |
|
Электростанция трамвая в Курске | Во дворе электростанции трамвая |
Старые Бельгийские вагоны постепенно списали, а их место заняли отечественные серии «Х» производства Мытищинского завода.
Что же представляли из себя эти трамваи? Это были цельнометаллические (оконные рамы, крыша, пол были деревянные) клёпаные вагоны с двумя площадками и дверьми открывающимися вручную при помощи специальных рычагов. Площадки были отделены от салона ещё и вторыми дверями – раздвижными, так зимой было теплее в не отапливаемых вагонах. К моторным вагонам часто цепляли прицепной вагон. Трамвайные вагоны серии «Х» были двухсторонние и посты управления в них были с двух сторон, соответственно и двери у них были с двух сторон. Таким вагонам не требовались разворотные кольца, вагоновожатый на конечной станции переходил в другую кабину и трамвай мог ехать в обратном направлении. Для Курска такая схема была не актуальна так как везде были разворотные кольца. Впрочем в последствии вагоны модернизировали оставив пост управления с одной стороны и убрав с левого борта двери.
![]() |
![]() |
![]() |
В 1935 году был построен и введён в эксплуатацию очень важный и нужный участок до железнодорожного вокзала. Этому предшествовало постройка новой тяговой подстанции, нового моста через Тускарь и расширение и укрепление дамбы по которой пролегал путь. Надо отметить, что трамвайная линия тогда пролегала от Кировского моста к железнодорожному вокзалу напрямую, по улице Интернациональной. На улицу Дубровинского и Маяковского её перенесли только в 1956 году. На фотографиях этого участка трамвайной линии почти не встретишь.
На фотографиях пятидесятых годов прошлого столетия представленных на нашем сайте можно увидеть как пролегала эта линия на ул. Интернациональной. К сожалению найти качественный снимок нам не удалось. К 1940 году трамвайная сеть ещё увеличилась, проложили пути до Барнышёвской площади (пл. Добролюбова), а затем по Литовской и до кожзавода, затем её продлили до ул. Энгельса и далее до парка Солянка.
Разворотное кольцо на Барнышёвке. (пл. Добролюбова) |
Вот такая довольно протяженная сеть существовала тогда в предвоенном Курске. Начавшаяся война опять остановила Курский трамвай. При обороне города трамвайные вагоны пришлось использовать в качестве баррикад. По свидетельствам очевидцев и участников обороны города перевёрнутый трамвай лежащий на площади Перекальского и был укрытием для отстреливающихся защитников города от наступающих фашистов. За время оккупации Курска было разграблено всё трамвайное хозяйство. Сняты и вывезены в Германию рельсы и контактная сеть, оборудование электроподстанций.
Трамвайные пути после освобождения города 1943 г. |
Востановление путей, Март 1943 г. | Осень 1943 года. Восстановлено движение. Первые трамваи |
После освобождения города 8 февраля 1943 года, уже через десять дней стали восстанавливать трамвайное движение. К работам по восстановлению трамвайного движения привлекли пленных немцев. И вот 19 сентября 1943 года возобновилось трамвайное движение на участке от Хлебозавода до пл. Добролюбова.
Так постепенно возрождался Курский трамвай. Окончилась война, люди стали возвращаться к мирной жизни. Трамвай в Курске, как и в прежнее время был основным пассажирским транспортом.
![]() |
![]() |
![]() |
В 1947 году произошёл трагический случай. Вагон серии «Х» сломался на подъёме по ул. Перекальского, тормоза тоже не сработали и трамвай с людьми покатился назад к Кировскому мосту. Горка была крутая, а перед мостом ещё и поворот на котором трамвай и сошёл с рельсов. Пробив ограждения вагон упал в реку.
В 1949 году трамвайную линию протянули до парка Солянка, через год трамвай дошёл до Льговского поворота, в 1951 году до завода РТИ и наконец в 1959 году конечная третьего и пятого маршрутов стала у завода синтетического волокна.
Мост через Сейм. Слева виден реверсивный трамвайный путь |
Интересно, что по Сеймскому мосту был проложен только один путь, подъехавший к мосту трамвай должен был пропустить встречный, если тот уже начал движение по мосту. С обеих сторон моста были установлены светофоры для трамваев. Такой порядок движения просуществовал до 1980 года когда, к открытию Олимпиады-80 построили новый, широкий мост по которому сейчас и ездят трамваи.
По данным Министерства коммунального хозяйства в 1957 году в Курске ежедневно на работу выходило от 55 до 65 вагонов, а за год ими было перевезено почти 49 миллионов человек. Трамвайные линии соединили практически все окраины. В городе уже вовсю эксплуатировались новые современные и вместительные вагоны МТВ-82. Об этих замечательных трамваях хочется рассказать подробнее.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
МТВ-82 на ул. Ленина | Красная площадь | Ул. Дзержинского | МТВ-82 в Северном депо |
Это первые четырёхосные трамваи появившиеся в Курске. Удобный салон, мягкие сиденья, зимой в нём было всегда тепло, под сидениями были установлены электрические обогреватели. Летом можно было открывать окна которые при нажатии двух защёлок открывались вверх и фиксировались. Эти трамваи были самыми надёжными из всех ездивших по городу с 1898 года и до наших дней. Не было случая чтобы он сломался и не смог своим ходом доехать до депо. Трамваи МТВ-82 эксплуатировались в Курске с 1952 года и до середины семидесятых годов.
Один из списанных вагонов этой серии ещё в конце девяностых годов можно было видеть в районе садов в конце улицы Сумской, его использовали в качестве бытового помещения сторожа. При строительстве проспекта им. Клыкова вырубили сад, а останки трамвая с бортовым номером 59 бульдозер закопал в овраге, теперь в этом месте проходит автотрасса.
В 1967 году в Курск стали поступать новые вагоны Татра-3 производства Чехословакии. Они восхищали всех тогда современным дизайном, плавностью хода, а особенно поражали лампами дневного света в салоне. Очень быстро они вытеснили старый добрый МТВ-82 и РВЗ-6.
Трамвайная линия проходившая по улице Ленина и Дзержинского имела один сложный участок, это крутой спуск и подъем от Красной площади к центральному рынку и обратно.
![]() |
![]() |
![]() |
"Татра" перед спуском к Центральному рынку | Улица Ленина. Конец 60-х | Улица Луговая |
Перед спуском трамвай всегда останавливался, а дежуривший рабочий проверял тормоза и техническое состояние тележек и только после этого вагон медленно начинал спускаться к рынку, а дежурный шёл в будку стоявшую прямо посередине улицы дожидаться следующего трамвая. Подъём же трамваи преодолевали на большой скорости разгоняясь от остановки которая находилась напротив места, где сейчас ЦНТИ.
В Южном трмвайном депо |
Собственно разгон был необходим не потому что не хватало мощностей электромоторов, как в случае с Бельгийскими вагонами, а чтобы трамвай не забуксовал на рельсах посередине подъёма, это особенно было актуально в осенний период когда на рельсы попадали опавшие листья и раздавленные колёсами и смешанные с водой они образовывали жирную плёнку препятствующую сцеплению колёс с рельсами.
В 1973 году было принято решение убрать трамвай с центральной улицы, что вскоре и сделали, причём эту работу успели провести очень быстро за два дня демонтировали рельсы и положили асфальт. Для ускорения процесса сцепили два МТВ-82 и приподняв пути подложили под них поперёк отрезок рельсы привязанный к сцепке из вагонов. Когда трамваи волокли эту рельсу, забитые костыли вылетали из шпал словно игрушечные. В ликвидации трамвая на Ленина в то время, конечно не было необходимости, автомобилей было мало и трамвай никому не мешал. Для улучшения обслуживания пассажиров на этом участке организовали новый автобусный маршрут №19. Однако автобусы не справлялись с таким объёмом пассажиров в отличие от трамвая.
Всегда переполненные, часто с незакрытыми дверями они “ползли” по Ленина оставляя за собой чёрный шлейф дыма, а на остановках стояли не сумевшие втиснуться в переполненный салон недовольные пассажиры. Летом положение становилось ещё хуже, автобусы привлекали для перевозки горожан на сельхозработы и пассажирам в буквальном смысле приходилось “штурмовать” редкие автобусы, часто водители намеренно проезжали остановку подальше чтобы избавиться от лишних пассажиров, некоторые из ожидающих тогда пускались вдогонку автобусу.
![]() |
![]() |
Следующим значащим этапом в развитие Курского трамвая стал 1986 год. Было построено новое восточное депо и проложены пути по ул. 8 Марта, по новому путепроводу, через железную дорогу, так трамвай впервые появился в завокзальной части города. В 1988 году приобрели сразу 40 новых вагонов Татра 3М (Tatra T6B5SU), а через год ещё 35 штук. Всего в городе насчитывалось тогда 220 вагонов.
В 1998 году Курскому трамваю исполнилось 100 лет. К празднику работники ТТУ сделали ретро- вагон, репликар Бельгийского вагона с которого и начинался Курский трамвай. С тех пор этот трамвайчик часто можно видеть на улицах города в праздники, используется он и как экскурсионный.
К сожалению в Курске не осталось старых вагонов которые можно было назвать музейным экспонатом, всё уничтожено и сдано в металлолом и только на старых фото мы можем посмотреть каким он был раньше, наш Курский трамвай. Не исключено, что к следующему юбилею придётся КТТУ делать репликар Чешского вагона…
В 2007 году город покупает Екатеринбуржский 71-403. Покупка приурочена к предстоящему в апреле 2008 года 110-летия Курского трамвая. Другой причиной покупки нового вагона было необходимость опробывать данную модель в эксплуатации на Курских линиях, чтобы принять решение о постепенной замене старых трамваев на модель 71-403. Вагон больше и длиннее Т6В5 (Т-3М), но не смотря на это он вписывался в крутые городские радиусы. Но всё же недостатков этого трамвая оказалось больше его достоинств. Слишком сложный в ремонте, много не надёжных узлов, в том числе в электрооборудовании.
Пл. Добролюбова | Восточное депо |
В 2012 году, Курская делегация из трамвайно-троллейбусного управления посетила Прагу чтобы посмотреть на предлагаемые по очень низкой цене бывшие в употреблении вагоны Т-3. Вагоны оказались действительно в очень хорошем состоянии, они соответствовали всем техническим показателям так как проходили регламентное техобслуживание. Решено было купить 10 вагонов. И вот в ноябре 2012 года на железнодорожных платформах чешские Т-3 прибыли в Курск на станцию Рышково. Единственный нюанс в этой покупке то, что ширина трамвайной колеи в Курске и Праге не совпадают. Для нашей широкой колеи пришлось ставить соответствующие тележки. Тем не менее специалисты считают, что это очень выгодное приобретения на данный момент.
Ещё одно пополнение подвижного состава состоялось в 2018 году. По договорённости администрации Курской области и правительства Москвы в Курск поступили вагоны 71-619 (КТМ-619) Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Трамваи доставили в Курск на автотрейлерах. Вагоны этой серии разработаны на основе российско-немецкого проекта 71-616, которые из-за высокой цены в своё время (1995 год) не пошли в серию. Вагоны построены в 2000-2005 годах, часть из них прошли капитально-восстановительный ремонт в Москве совсем недавно. Вагоны в хорошем состоянии, все эксплуатировались в Москве и не простаивали в депо.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На улицы Курска Московские трамваи выехали в апреле 2018 года, после того как водительский персонал прошёл обучение на новый для них тип техники. Всего поступило 20 вагонов.
Ещё одна поставка бывших в употреблении трамваев из Москвы случилась в конце 2021 года. Это была вынужденная мера на период проведения транспортной реформы. На этот раз в Курск прибыли вагоны МТТЧ, собственно это те же Татры, но полностью модернизированные на московском трамвайно-ремонтном заводе. На данных вагонах было установлено новое оборудование управления электродвигателями" TV-Progress" чешской фирмы Cegelec. Кроме того в салоне установлена другая система отопления. Один из двадцати поставленных трамваев (№118) был оборудован дополнительной кабиной для инструктора, так как использовался для обучения водителей.
![]() |
![]() |
![]() |
Трамвай МТТЧ на кольце у хлебозавода №1 | Вагон №106 | Вагон №101 на ул. Дейнеки |
Чуть более 2-х лет эти трамваи возили пассажиров. В связи с реконструкцией трамвайной инфраструктуры Курска 1 апреля 2024 года все чешские вагоны, как и КТМ-19 были выведены из эксплуатации. Этим закончилась 63-летняя эпоха чешской "Татры" в Курске. Тем не менее эти трамваи пережили завод ЧКД в Праге закрытый в 1998 году.
Ну а в Курске 1 апреля 2024 был открыт капитально обновлённый маршрут №1 по которому поехали первые 8 новых "Львят" 71-911. Сразу же началась реконструкци следующего маршрута №4. В течении 2024 года город получил ещё 14 новых трамаев.
Принято решение оставить в качестве музейных экпонатов несколько трамваев разных моделей: №030 Tatra T6B5SU, №5056 71-619К, №7141 Tatra T3SUCS, №087 71-403.
Трамваи экплуатировавшиеся в Курске
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |