A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Kursklogotip 18

МЕНЮ

Вас встретит город с севера, иль с юга
Окраинными арками ворот
И старой Красной площадью с округой
Средь живописных склонов и высот...
(И. Е. Монастырёв, отрывок)


Hersonskie vorota 1
Hersonskie vorota 1
Фото до 1898 года
Hersonskie vorota 3
Hersonskie vorota 3
Начало ХХ века
herson 821
herson 821
Бельгийский трамвай у Херсонских ворот
herson 822
herson 822
Фото со стороны улицы 
Черкасской/Богословской/Чернышевского
herson 824
herson 824
В ожидании приезда Императора Николая II
Hersonskie vorota 11
Hersonskie vorota 11
Начало ХХ века
Hersonskie vorota 7
Hersonskie vorota 7
30-е годы ХХ века
Hersonskie vorota 8
Hersonskie vorota 8

Херсонские ворота построены в 1787 году в честь приезда Императрицы Екатерины II возвращавшейся из Крыма в Санкт-Петербург. Ворота были в виде высокой арки, на всю ширину улицы, с широким центральным проездом для экипажей и гужевого транспорта и двумя проходами по краям для пешеходов. Известно, что Екатерина Великая сделала остановку и внимательно осмотрела новую городскую достопримечательность. Вот как описывал построенную арку богомолец Г. Скопин: «7 числа поутру ходил смотреть сделанные от купечества триумфальные ворота, называются Херсонские, весьма изрядные, столбы каменные, выкрашены на подобие мрамора, и высокие. На верху ангел сидящий, держа одною рукою трубу, в которую трубит, под ним в сиянии золотом царский вензель, придерживая ангел его другою рукою, под вензелем корзинка с цветами, сыплющимися из нее на землю. И все оное сделано на обе стороны».
В 30-х годах XIX века полудеревянные ворота обветшали и стали разрушаться. В городской Думе давно обращали внимание на неудовлетворительное состояние этого сооружения. Приезд в Курск в октябре 1835 года другого Российского Имератора Николая I ускорил реконстукцию. В следующем 1836 году Херсонские ворота реконструировали. Собственно деревянную арку пришлось полностью снести и на этом месте возвести каменные ворота в память проезда Государя Императора Николая I через Курск 22 октября 1835 года.
В 1872 году первый всесословный Курский голова П.А. Устинович после ремонта ворот поместил на их фризе с обеих сторон дату принятия прогрессивнейшего для того времени "Городового положения" - 16 июня 1870 года. Оно устанавливало систему "всесословного городского самоуправления, впервые давало право голоса "всякому городскому обывателю". Вот так начиналась демократия.
В 1898 году в Курске было открыто трамвайное движение, а годом раньше на Херсонской велись строительные работы по прокладке трамвайных путей. Линию проложили через центральную арку ворот, ширина арки была достаточной для проезда двух вагонов в разных направлениях.
А 1 сентября 1902 года у Херсонских ворот горожане встречали Императора Николая II, приехавшего инспектировать масштабные военные манёвры состоявшиеся в окрестностях Курска. Царь прибыл к Херсонским воротам в экипаже. Огромное скопление народа, крики "Ура!", так встречали Николая II. У Триумфальных ворот Император принял от Губернатора Курска хлеб-соль, поблагодарил горожан за тёплую встречу, после чего направился в на Красную площадь в Знаменский собор.
Какого же цвета были эти знаменитые Херсонские ворота? Ведь на чёрно-белых снимках нельзя угадать цвет, а большинство фотопластин первого в России цветного фотографа Прокудина-Горского с видами Курска утрачено безвозвратно. Хорошо, что всегда находятся неравнодушные люди к своему родному городу. На многих рисунках и картинах с изображением Херсонских ворот разных художником можно увидеть и разные цветовые решения. Однако был такой человек, который с особой точностью писал свои работы. Это И.И. Ликоренко, а его акварели это исторические свидетельства того, как именно выглядел наш город. Вот, что сказал о Ликоренко заместитель директора Курского краеведческого музея Игорь Плаксин. – Он очень внимательно относился к своим рисункам и, собираясь изобразить то или иное здание, уточнял, какого цвета оно было». На самом деле ворота были красного, не излишне яркого и не кричащего цвета с колоннами покрашенными в светло серый цвет.
А вот как в 1916 году описывал Херсонские ворота Георгий Лукомский, — русский график, акварелист, историк архитектуры:
«Стиль классический. Формы их довольно просты. Четыре колонны (без капителей, вместо них какие-то странные валики) приставлены к самому сооружению и образуют пилоны. Между воротами лепные украшения из разных доспехов. Гладкий аттик венчает сооружение… Херсонские вороты окрашены в очень приятный густой розово-коричневый тон, на котором прекрасно выделяются бледно-серые колонны и прочие детали».
После Октябрьского переворота в 1917 г. (революции) Херсонские ворота переименовали в честь Льва Троцкого. На воротах появились пятиконечный красные звёзды. Переименовывать всё подряд, не представляя, что из этого получится в будущем стало традицией в послереволюционной России. Часто доходило до смешного, когда неугодивший партийный деятель, (а именно их именами называли улицы, города и прочие объекты) уже был выдворен из страны или того хуже посажен или расстрелян, а в то же время улица носила его имя. Именно так и случилось с Херсонскими воротами, не поворачивается язык назвать их "Троцкими". Кстати и улица Херсонкая тогда носила имя революционера Троцкого. Как известно опальный Троцкий был выслан из СССР в 1929 году.
В 1934 году Херсонские ворота были снесены, по официальной версии, как мешавшие движению по улице.

 

Два века в одном фото. Здесь стояли Херсонские ворота в 1787 - 1934 гг.
Hersonskie vorota 9
Hersonskie vorota 9
Hersonskie vorota 10
Hersonskie vorota 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Hersonskie vorota 2
Hersonskie vorota 2
Херсонские ворота, акварель И.И. Ликоренко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Добавить комментарий

1741161739
© 2025.