A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Kursklogotip 18

МЕНЮ

Foto-351

Foto-351

Тускарь – река в Курской области, длина её составляет 108 километров, площадь водной поверхности (бассейн) составляет 2478 квадратных километров. По городу протекает в живописных местах. В последнее время, как и большинство рек в центре России начала мелеть. Летом наблюдается изменения уровня в зависимости от выпадающих осадков и температуры воздуха. На Тускари в четырёх километрах к северу от Курска построено водохранилище которое должно улучшить водоснабжение города и сделать реки Тускарь и Сейм более полноводными. А начало Тускарь берёт у деревни Новоалександровка Щигровского района. На фото слева Тускарь на территории монастыря Коренная Пустынь в местечке Свобода.

Foto-352

Foto-352

Foto-353

Foto-353

Foto-354

Foto-354

Foto-355

Foto-355

Несмотря на свои скромные данные река доставляет много неприятностей жителям низменных районов города в период половодья. Почти ежегодно весной Тускарь выходит из берегов и затапливает улицы. Самый высокий уровень воды в Тускари отмечен в 1970 году, тогда уровень воды достиг 733 сантиметра выше нулевой отметки, при этом пропуск воды составил 814 кубометров в секунду, что в 20 раз превысило норму. Чуть меньше случилось наводнение в 1979 году, однако вся Стрелецкая слобода и многие улицы Кировского района были затоплены, а основным транспортом для жителей затопленных районов были лодки. Можно было наблюдать, как вереница лодок стояла у автобусной остановки в ожидании своих родственников возвращающихся с работы.
Foto-356

Foto-356

Удивительный случай произошёл в пик наводнения, в апреле 1970 года. Как раз в это самое время в Курск прибыл председатель правительства СССР  А.Н. Косыгин для вручения Курской области второго ордена Ленина. Торжественное мероприятие по этому случаю проходило в Доме офицеров. После окончания мероприятия Алексей Николаевич захотел сам посмотреть на затопленные улицы, благо для этого нужно было лишь перейти дорогу так как с улицы Сонина всё прекрасно просматривалось. Затем премьер вместе с первым секретарём обкома Курской области А.Ф. Гудковым сетуя на разгул стихии не спеша направились в сторону Красной площади. Неожиданно к ним подбежала девочка лет четырёх и протянула Косыгину маленький букетик цветов. Растроганный Алексей Николаевич взял ребёнка на руки и стал расспрашивать. Оказалось, что дом, где жила с родителями девочка разрушен наводнением. По словам приближённых к власти людей пострадавшая семья через неделю получила новую квартиру.

Foto-357

Foto-357
Сейчас воды Тускари бегут через шлюзы плотины

Foto-358

Foto-358
Скоро левая сторона заполнится водой

 

 Предотвратить будущие наводнения будет под силу вступающему в эксплуатацию курскому водохранилищу, потому как количество сбрасываемой воды можно будет плавно регулировать уменьшая сброс в период пика таяния снега.
Тускарь разделяет город на две не равные части, по левому берегу остаётся Железнодорожный округ. Ещё недавно туда можно было проехать лишь двумя путями, через Кировский мост либо через мост на площади Добролюбова. В 2013 году построен и сдан в эксплуатацию ещё один мост недалеко от Кировского, выше по течению реки. Новый мост соединил Железнодорожный округ с проспектом Победы и с ул. Светлой.

Foto-360

Foto-360
Ямской (Тускарный) мост. Фото сделано примерно в 1914 году        

Foto-361

Foto-361
После освобождения Курска идёт восстановление Ямского моста

Foto-362

Foto-362
Ещё не полностью восстановленный мост уже функционирует. 1944 г.

Foto-363

Foto-363
Строительство Кировского моста. На дальнем плане старый мост

 Кировский мост, раньше его называли Ямской или Тускарный, несколько раз перестраивался. Мост сначала был деревянный, он стоял на каменных быках. Сейчас ровно на его месте стоит новый мост построенный в 2011 году.
Тускарный мост стал особенно востребован когда в Курске построили Ямской железнодорожный вокзал (1868 г.). Деревянный мост требовал частого ремонта, в 1914 году его полностью перестроили, в 1934 г. ещё раз и таким он прослужил вплоть до 1941 года когда был взорван отступающими советскими войсками. Восстанавливали его уже немцы так как эта переправа им была крайне необходима. В феврале 1943 г. при освобождении Курска мост опять был взорван. К 1944 году мост вновь восстановили сапёрные части Красной армии. Однако всё равно мост остался деревянным, даже не смотря на то, что по нему были проложены трамвайные пути. ( Трамвайное движение до железнодорожного вокзала, было пущено в 1935 году).
Трагический случай, произошёл в 1947 году. У переполненного трамвая (№ 01, серии Х), следовавшего в сторону железнодорожного вокзала лопнула главная тормозная тяга. Вагон с людьми покатился вниз к  мосту.  Перед самым мостом, на повороте, вагон сошёл с рельсов и пробив ограждение упал в реку. Тогда погибло 8 человек.

Foto-364
Foto-364
На фотографии церемония открытия нового Кировского моста в 1955 году    

Foto-365

Foto-365
За Кировским мостом видны опоры старого, уже разобранного

Foto-366

Foto-366
2009 год, это опоры старого моста, сейчас разобраны

Foto-367

Foto-367
Современный Кировский мост, построенный в 2011 году

Новый мост решили построить рядом, он получил название «Кировский». В 1955 году его торжественно открыли, а старый разобрали. Более 50 лет опоры (быки) старого моста можно было наблюдать из окон трамвая проезжающего по Кировскому мосту, а многие пожилые горожане при этом показывали на место куда упал старый трамвай. Но и этот мост перестал удовлетворять современному развитию городского транспорта. В 2011 году был построен современный широкий с 4 полосами движения мост на месте где когда то стоял тот деревянный, самый первый Ямской мост. Трамвайные пути перенесли на новый мост, а построенный в 1955 г., стоящий рядом с новым стал 3-х полосным с односторонним движением по которому автотранспорт едет в сторону железнодорожного округа.

Многочисленные места отдыха находятся вдоль берегов Тускари, как до так и после Кировского моста. Особенно следует отметить парк Боева дача (парк им. 50-летия ВЛКСМ ). Название парк получил от фамилии курского купца построившего здесь свой летний дом. До революции в этом живописном уголке Курска давал представления утопающий в зелени летний театр «Эрмитаж». В советское время в парке устраивали праздник Масленицы который называли проводы русской зимы, с блинами, конкурсами и аттракционами, с катанием на русской тройке. Тускарь здесь делает «крутой вираж» создавая впечатление, что находишься на полуострове. Когда то на Боевой даче существовала пристань от которой отходил речной трамвай следовавший до мельницы находившийся на Сейме в районе нынешнего завода "Спецэлеватормельмаш". Дальше уже было не пройти, так как путь преграждала плотина мельницы высотой около семи метров. Путешествие на речном трамвайчике длилось около часа. Жители города любили прокатиться «до Шумов», так прозвали место, где река с шумом и брызгами падала в открытые створы мельницы.
Foto-368

Foto-368

Между Кировским мостом и мостом на пл. Добролюбова через Тускарь перекинуто ещё несколько пешеходных мостов. Один из них соединяет улицу Сонина со Стрелецкой Набережной. Сейчас это пешеходный мост, но раньше когда на месте нынешнего цирка находилась железнодорожная станция по нему ходили грузовые и пассажирские поезда. В этом месте, где в Тускарь впадает Кур планируется создать набережную и место отдыха. Планируется облагородить речные берега и дальше по течению, на ул. Литовской, в районе фабрики окон тоже будет устроена набережная и разбит сквер.

Курьёзный случай произошёл в конце 70-х годов с рыбаками на Тускари. Всё началось с того, что из Курского цирка сбежал заезжий медведь. Направился косолапый, как раз в сторону Стрелецкой слободы и реки. Сразу были приняты меры по поиску животного, даже предупредили горожан по радио о том, что мишка цирковой и что в случае обнаружения беглеца надо сообщить в милицию. Медведь тем временем «проверил» огороды и частные подворья в Стрелецкой, разозлил хозяйских собак и провёл на свободе трое суток. Наконец неведомыми тропами вышел к Тускари и учуяв головокружащий запах свежее пойманной рыбы на противоположном берегу решил преодолеть водную преграду вплавь. Тем временем рыбаки на правом берегу реки заметили плывущую медвежью голову и стали гадать, кто это выдра или нутрия? Спор быстро закончился когда мишка почувствовал под лапами дно. Побросав снасти горе-рыбаки бросились прочь, причём не прошло и трёх минут, как они преодолели крутой подъём в гору по пешеходной лестнице и оказались на территории Первомайского парка. Соскучившийся по нормальной еде медведь сожрал весь улов и продолжил путь по следам ретировавшихся. Обалдевшие рыбаки сообщили о происшествии куда надо, а косолапый по пути следования залез на высокое дерево и стал реветь привлекая к себе всеобщее внимание. Обозначившего себя медведя быстро нашли цирковые дрессировщики которые уже прибыли на место происшествия. Однако уговорить его слезть с дерева никак не удавалось, мишка не реагировал ни на какие лакомства в течении двух часов и лишь продолжал реветь на всю округу. Ситуацию удалось уладить когда из цирка привезли медведицу – подружку сбежавшего проказника. Увидев её медведь быстро успокоился, тут же слез с дерева и был отправлен по месту проживания.
Нельзя не упомянуть о речке Кривец, это один из рукавов Тускари. Эта река забирает часть воды у Тускари как раз в районе Боевой дачи и несёт их до впадения в Сейм.
Удивительно красивое и живописное место есть в районе улицы Полевой. Здесь Кривец делает несколько поворотов неся свои воды внутри лесного массива.

Foto-381

Foto-381
Протока Кривец, фото 2013 г.

Foto-382

Foto-382
Бывший железнодорожный мост

 Особенно красив участок, где стоит старый железнодорожный мост который раньше использовался для доставки грузов к кожзаводу. Теперь этот мост стал пешеходным, а над бывшим железнодорожным полотном сомкнулись верхушки деревьев образовав зелёный коридор. А какой замечательный вид отсюда на центр города – трудно передать. Особенно утром, когда солнце с востока освещает купола и колокольни курских храмов, виден весь центр города стоящий на возвышенности.

 

 

Добавить комментарий

1741161739
© 2025.