Сейм – главная река в Курской области. Её длина составляет 717 км, бассейн составляет 27500 кв. км. Принадлежит к водной системе Сейм – Десна – Днепр – Чёрное море. В своей низине ширина Сейма достигает 80 – 100 метров. Сейм имеет 36 притоков, самыми крупными из них являются Свапа, Реут и Тускарь с Кривцом. Самую большую протяжённость имеет в Курской области – 526 км. Происхождение названия имеет свою историю. В древности река называлась Семь, видимо по количеству самых крупных притоков образующих её. Это название реки указано на всех старинных картах, книгах и описаниях. Название Сейм которое постепенно вытеснило старое произошло, очевидно, от исторических событий конца 17 века, когда Курские земли принадлежали Литовскому княжество.
Небольшой наклон речного русла сказывается на медленном течении реки. В прошлом Сейм – был судоходным, не смотря на то, что река сильно извилистая, к тому же с меняющимся фарватером, что затрудняет движение судов.
В 1780 году в Курске была образована судоходная компания. Этому способствовало появлению на Чёрном море нового Российского города – порта Херсон. Торговля в Курской губернии имела важное значение и благодаря тогдашнему губернатору А.Н. Зубову поплыли по Сейму многочисленные баржи с товаром. Путь от Курска до Херсона составлял примерно два месяца. Из года в год с переменным успехом курские купцы возили свои товары не смотря на трудности связанные с проблемами навигации по Сейму. По течению реки было устроено много мельниц которые надо было обходить по обводным каналам или шлюзам. К тому же, как упоминалось выше Сейм – очень извилистая река с многочисленными мелями. В 1836 году курский помещик, действительный статский советник и общественный деятель М.А. Пузанов представил российскому правительству свой проект развития судоходства по Сейму. Проект оказался грамотным и был одобрен правительством и профинансирован.
В этом месте была Александрийская пристань |
На реке на всём её протяжении построили 58 пристаней, начало речного пути находилось в Курске на пристани в Рышково. На пристанях Льгова присутствовало большое количество судов и барж там ведь Сейм гораздо шире и полноводнее чем в Курске. В 1846 году в Сейм зашёл пароход «Людиново» который был восторженно встречен в Курской губернии в Путивле, Рыльске, Льгове. А 8 мая 1846 года пароход пришёл в Курск причалив к Александрийской пристани находившейся в районе нынешнего Сеймского моста у проспекта Кулакова. Пароход вызвал невероятный восторг и изумление у жителей губернского города. До этого события пароходы не только в России, но и в Европе ещё не плавали по рекам со шлюзовыми системами.
Пароход "Людиново" который был в Курске в 1846 году |
Около 20 лет плавали суда по Сейму доставляя грузы. Существовали сложности в ремонте пропускных сооружений, шлюзов, затворов, каналов и денег для этого не хватало. К тому же в России стали быстро развиваться железные дороги перевозки по которым стали более выгодными.
Ещё одна попытка возродить судоходство по Сейму была предпринята уже в советское время, причём посчитали что проект очень выгоден экономически, но осуществить его в полной мере помешала война. Однако грузы по Сейму перевозили и в 50-60-е года 20 века, например на участках от Льгова до Рыльска ходили баржи с грузами для сахарных заводов.
Буксир и баржа на Сейме, 60-е годы ХХ в. |
В Курске прогулочные катера катали отдыхающих по Сейму и Тускари. Один из таких катеров, уже в нерабочем состоянии можно было видеть в районе парка Солянка вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия. Вот как описывает перевозки по Сейму известный курский писатель М.С. Лагутич в своей книге «Провинциальные хроники»: «Последние попытки судоходства были еще на моей памяти. Катер толкавший баржу привозил на рынок крестьян из соседних сел. Это было незабываемое живописное зрелище. Заполненная
![]() |
г. Льгов |
баржа оглашая окрестности людским гомоном, визгом поросят, квохтаньем кур, не спеша плыла вдоль берегов. Иногда на ней катали школьников из пионерских лагерей. У меня сохранилась фотография запечатлевшая обедающих за длинными столами расставленными на барже детей. И катер, и баржа многие годы доживали свой век на обмелевшем берегу.
На дне Сейма возможны и интересные находки. По рассказам очевидцев в городской черте ушли под лед два белогвардейских броневика, а в районе Воронино на дне лежит советский танк.»
![]() |
![]() |
Прогулочные катера у Сеймского моста, 60-е годы |
На Сейме имеется несколько мест отдыха горожан. В районе Киевского железнодорожного моста, в парке Солянка и далее по течению имеются несколько песчаных пляжей. Одно из самых старых мест отдыха – это парк Солянка. В середине 19 века это было лучшее место для проведения досуга и отдыха. Прекрасная
![]() |
Прогулочные катера на Сейме, 60-е годы |
природа, наличие лодочной станции и своеобразные трактиры под открытым небом привлекали сюда как богатых людей так и публику со средним достатком. В 19 веке, ближе к его завершению этот участок приобрёл граф К.П. Клейнмихель. Вскоре на левом берегу Сейма граф построил самую большую и современную 7-этажную мельницу оборудование для которой приобрёл за границей.
Плотина этой мельницы возвышалась более чем на семь метров. Река Тускарь благодаря этой плотине была более полноводной и широкой. Кроме этого К.П. Клейнмихель построил несколько 2-х и 4-х квартирных домов для своих рабочих и 2-х этажный клуб. Эта мельница которая могла работать не только от силы воды вращающей турбину, но и от электричества, просуществовала до 1941 года когда
Плотина мельницы Клейнмихеля (Шумы), 1930 год |
её взорвали при отступлении Красной армии. В советское время парк Солянка был включён в черту города. Бурно развивающееся городское строительство особенно в послевоенный период почти не затронуло прибрежную полосу Сейма. Лесопарковые зоны окружающие речные берега – это лёгкие нашего города.
![]() |
Буксир на Сейме во Льгове |
Здесь можно отдохнуть у реки в жаркий летний день, а зимой покататься на лыжах. В нескольких километрах от моста который на проспекте Кулакова ниже по течению, находится много детских оздоровительных пансионатов, бывших пионерских лагерей. Все они находятся в окружении хвойных лесных массивов с целебным чистым воздухом и всё это в черте города. Далее по течению Сейма находятся многочисленные зоны отдыха курских предприятий и профсоюзов тянущиеся до самого моста западной объездной дороги. Оставив город река несёт свои воды дальше на запад, через современный город Курчатов с его прекрасной набережной вдоль искусственного водохранилища и древние Льгов и Рыльск с их широкими берегами. Ещё один крупный приток Сейма – река Свапа, впадает на границе Льговского и Рыльского районов.
![]() |
Теплоход "Заря" |
Последний районный центр через который протекает Сейм в Курской области – это Глушково. Кстати, на участке Глушково – Льгов в советское время ходили пассажирские теплоходы типа «Заря» (фото слева).
Дальше Сейм несёт свои воды по Украине. Древнерусский город Путивль, первое
упоминание о котором датируется 1146 годом раньше, до 1925 года входил в состав Курской губернии. Легенда плача Ярославны по князю Игорю на крепостных стенах Путивля в «Слове о полку Игореве» это древний, сакральный памятник русской словесности.
На территории Черниговской области Сейм впадает в Десну.
Благодарим Романа Раскольникова за предоставленную для сайта фотографию "Прогулочные катера на Сейме". Восстановление фотографии - Константин Ячник.
Восстановление и редактирование фото "Плотина мельницы Клейнмихеля (Шумы)" - Константин Ячник.