Городской железнодорожный вокзал построили в 1878 г. на ул. Генеральной (ныне им. А. Невского). С тех пор улица стала шумной и многолюдной. Горожане часто прогуливались здесь, чтобы посмотреть на прибывающие поезда, здесь назначали свидания, знакомились. А за дощатым забором, на станционных путях были слышны паровозные гудки, лязг сцепок и буферов. Наступала новая жизнь, загадочная и неизведанная, ХХ век приближался со своим неизбежным техническим прогрессом, паровозами, аэропланами и электричеством...
![]() |
Городской вокзал в конце 19 века |
![]() |
Пути железноторожной станции Городского вокзала |
![]() |
Вид со стороны на Городской железнодорожный вокзал со стороны Знаменского спуска |
Здание вокзала и железнодорожную ветку соединяющую его с Ямским вокзалом начали сооружать в 1875 году.
До 1875 года Генеральная была грязная и неухоженная. Протекающий по ней Кур был замусорен в основном на улице ютились многочисленные амбары, сараи, торговые лавки. Всё это располагалось на довольно внушительной площади, в основном на месте современного цирка и примыкающей к нему площади. В 1870-1873 годах было принято решение убрать все эти неприглядные постройки и на их месте соорудить городскую железнодорожную станцию, пассажирский перрон и здание вокзала. Построенная вскоре железнодорожная ветка соединила центр города с железнодорожной станцией Курск-1 расположенной в Ямской слободе. Станция использовалась для доставки грузов в центр города, прибывали на городскую ветку и пригородные пассажирские составы. Для горожан это было очень интересно, они прогуливались по улице около вокзала по перрону в ожидании очередного поезда. Вплоть до конца 60-х годов здесь звучали гудки паровозов и стук железнодорожных колёс.
Пути станции Курск-город доходили до Херсонской улицы, а весь квартал, где сейчас расположен цирк занимала железнодорожная станция с путями, крытым перроном и самим зданием вокзала. Несколько раз в день с белоснежного Городского вокзала отправлялись пассажирские поезда с мягкими местами на Ямской вокзал, где можно было пересесть на поезда Московского, Харьковского и Киевского направлений. Многие отправлялись с Городского вокзала домой, в Ямскую слободу, а в выходные и праздничные дни куряне любили кататься на поезде любуясь окрестностями, с железной дороги открывался прекрасный вид на город. Спокойная, размеренная жизнь провинциального Курска протекавшая из года в год была нарушена в 1914 году, с началом Первой мировой войны, а затем и грянувшей, как гром среди ясного неба революции. И вот, 26 ноября, по старому стилю, в здании кинотеатра "Гигант", расположенному у самой городской железнодорожной станции была провозглашена советская власть. Всё перевернулось с ног на голову, Курск стало не узнать, бесчисленные митинги и собрания, заседания на которых избирали какие то комитеты и депутатов, представителей советов и прочих революционных органов.
Судьбоносный для Курска год - 1918, ровно сто лет назад. Здесь решалась судьба губернии, 29 апреля - 2 мая велись переговоры С Украинской Радой о заключении мирного договора. После успешного проведения переговоров Ф.А. Сергеев (Артём) и И.В. Джугашвили (Сталин) сели в пассажирский поезд на Городском вокзале и отбыли на нём на Ямской вокзал, после чего Сталин уехал в Москву.
В том же году, но несколько позже в Курске решалась судьба уже Украины. Временное украинское правительство находилось в Курске, их штабной вагон стоял в тупике городской железнодорожной станции у пересечении с ул. Херсонской (Дзержинского). Украинские министры жили в гостинице "Европейская" напротив станции там, где сейчас ГРИНН. В этом же вагоне, в декабре 1918 года Ф.Э. Дзержинский отдавал необходимые распоряжения и писал телеграммы Ленину, информируя его о переговорах с украинским правительством. Как и сейчас, так и в далёком 1918-м договорится с ними было крайне трудно, это были дремучие люди требующие отдать им часть Курской области с Белгородом и часть Воронежской области. "Они всегда просили чего то и требовали и потом опять просили и всё время торговались" - вспоминал Сергеев. А кого там только не было, от мало чего понимающего председателя правительства Пятакова до командира революционных анархистов Украины Севы Волина, незадолго до этого шарахнувшего из орудия бронепоезда по Киевскому особняку председателя Рады Грушевского. Как известно Курскую и Воронежскую удалось отстоять, а взамен отдали Донецко-Криворожскую республику - подарок Ленина. До середины января 1919 года правительство Украины находилось в Курске, после чего переехало в освобождённый Харьков.
![]() |
Железнодорожная ветка Курск-Город. Поезд следует от первого моста ко второму. |
![]() |
Здание Городского вокзала в 1967 г. |
![]() |
Последнее фото Городского вокзала перед сносом, 1969 г. |
На Городской железнодорожный вокзал прибывали не только пассажирские поезда. Находясь в самом центре Курска вокзал выполнял фукции ещё и товарной станции. Здесь разгружали вагоны прибывшие в Курск с товаром, а нагруженные до предела подводы развозили его по городским магазинам, лавкам и складам. На фотографии конца 19 века, всё то же здание бывшей мужской гимназии и Знаменский собор, только с двумя колокольнями. А вот здание Дворянского собрания в неприглядном виде: свозь окна последнего этажа видно небо, потому что рухнула сгоревшая кровля, а большие окна второго этажа забиты досками. Это последствия пожара, случившегося 17 октября 1892 г. Здание вскоре восстановили. В центре за забором всеми знакомый склон, только вместо железнодорожный путей сейчас здесь Курский цирк.
Из воспоминаний курского историка и краеведа В. Б. Степанова:
"Крохотный вокзальчик железнодорожной станции выделялся яркими желтыми окнами, а боковой дощатый дебаркадер под ржавой крышей весь был хорошо освещен электрическими огнями, и широкая полоса света от них лежала на покрытой глубоким снегом мостовой вплоть до дряхлого деревянного моста через реку Кур, с которого начинала взбегать на холм улица Красной Армии.
Сквозь широкие щели в латанных заборах станции я на ходу улавливал красные и зеленые огоньки в паутине стальных путей и темные фигурки рабочих с фонарями «летучая мышь», споро передвигавшихся вдоль путей. Были четко слышны их возгласы, иногда крики с крепкими выражениями, где-то звучал металлическим голосом громкоговоритель связи, прерываемый противным лязгом буферных тарелок грузовых вагонов...
Небольшие закопченные маневровые паровозики типа «кукушка» или «овечка», попыхивая густыми клубами белого пара, сновали взад и вперед по тесному двору станции.
Теперь на месте бывшей железнодорожной станции располагаются площадь Советов и здание цирка. Это памятное место города очень близко расположено у когда-то древней крепости Курска, находившейся на вершине исторического холма, у подошвы которого теперь размещается нынешняя площадь, выходя своей западной стороной на улицу А. Невского."
Вокзал станции Курск-город.
Очень красивое здание, но наша история распорядилась иначе, не сохранив то, что сейчас многое для нас было бы ценно и хранимо. А нам, ныне живущим поколениям, лишь остается только вспоминать как это было.
Ещё несколько снимков, рассказывающих Городском вокзале Курска, о последнем паровозе на городской Ж/Д станции и начальнике станции Курск - Город Шубине П.А. - Герое социалистического труда.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Железнодорожные пути | Последний паровоз покидает станцию | От станции осталось лишь здание вокзала | П.А. Шубин |
Схема железнодорожных путей Городского вокзала в Курске:
Перестроенный вокзал. Расширен мезонин, получился полноценный 2-х этажный. Однако первый вариант был симпатичнее
Декабрь 2018 г. Статья обновлена и дополнена: февраль 2025 г.